В Московском авиационном институте 24 и 29 ноября состоялись заседания Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации под председательством ректора МАИ, академика РАН Михаила Погосяна. Совет рассмотрел и одобрил две новые заявки на разработку комплексных научно-технических проектов.
На заседании Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» 24 ноября была рассмотрена заявка на разработку комплексного научно-технического проекта «Создание интегрированной цифровой платформы взаимодействия перевозчиков и клиентов по обеспечению мобильности и оказанию транспортно-логистических услуг всеми видами транспорта для обеспечения связанности территории Арктической зоны Российской Федерации».
Представитель инициатора заявки, генеральный директор ООО «Хабаровский транспортный терминал» Андрей Кряжев рассказал о сложностях транспортного сообщения в Арктической зоне и необходимости повышения физической и экономической доступности услуг в этой сфере для населения. Главная цель – обеспечение доступа к освоению природных ресурсов, безопасная, своевременная и экономически эффективная перевозка пассажиров и грузов.
Важной научно-технической задачей является создание интегрированной цифровой платформы взаимодействия перевозчиков и клиентов по обеспечению мобильности и оказанию транспортно-логистических услуг. С помощью такой системы будут осуществляться планирование цепей поставок и маршрутов, мониторинг положения транспортных средств в реальном времени, проведение платежей за услуги, а также оценка эффективности перевозок и разработка предложений по оптимизации обслуживания и инфраструктуры. Реализация интерфейсной части планируется в форме интернет-сервиса с автоматической обработкой заявок.
В качестве ожидаемого социально-экономического эффекта выступающий выделил повышение доступности территорий региона, уменьшение среднего времени и стоимости доставки, повышение эффективности использования транспорта путем выявления незадействованных ресурсов, а также предоставление потребителям удобного сервиса для формирования заявки и отслеживания процесса ее выполнения.
Ответственным исполнителем может выступить Минвостокразвития России. Пилотным регионом станет Республика Саха (Якутия). Потенциальным партнером в разработке и реализации программы является АФК «Система».
На заседании 29 ноября была рассмотрена заявка на разработку комплексного научно-технического проекта «Создание гибридных систем накопления электроэнергии в целях обеспечения логистической и энергетической связанности территории Российской Арктики, освоения космического пространства».
Инициатором разработки КНТП выступила компания «АВИВ Групп», которая с 2007 года занимается поставками электронных компонентов, а также их разработкой и производством.
В обсуждении заявки приняли участие члены совета, представитель Российской академии наук – академик Сергей Алдошин, заведующий кафедрой «Радиоэлектроника, телекоммуникации и нанотехнологии» Московского авиационного института, доктор технических наук Владимир Слепцов.
Системы накопления энергии – высокотехнологичные устройства, делающие электрическую энергию запасаемой, необходимый элемент автономных станций жизнеобеспечения населенных пунктов и электроснабжения транспортных средств в малонаселенных и труднодоступных территориях.
В настоящий момент в энергетике, транспорте, электронике, связи, медицине и других областях спрос на хранение электрической энергии настолько высок, что производство накопителей энергии становится самостоятельной отраслью. Развитая технологическая база накопления, хранения и транспортировки электрической энергии является основой безопасности и технологической независимости России.
Применяемые сегодня за рубежом толстопленочные технологии создания химических источников тока (ХИТ) достигают максимальной энергоемкости на уровне 260 Вт*час/кг, при этом дальнейший рост энергоемкости ограничен возрастающими рисками воспламенения и взрыва ХИТ.
В рамках нового КНТП предлагается к разработке тонкопленочная технология, которая позволяет решить проблему снижения безопасности эксплуатации источника тока при увеличении энергоемкости за счет использования высокопористых материалов и нанометровых покрытий. Результатом реализации исследовательской части проекта станет формирование научно-технических и технологических основ создания гибридных ячеек для систем накопления энергии с удельной энергоемкостью 300–500 Вт*час/кг (в перспективе – до 1000 Вт*час/кг).
На данный момент аналогов такой технологии в России и за рубежом не существует. Ожидаемым результатом КНТП должна стать прорывная технология производства гибридных систем накопления электроэнергии. В Московском авиационном институте уже создан научно-технический задел, позволяющий обоснованно претендовать на лидерство в этой сфере.
Цель проекта – создание гибридных систем накопления электроэнергии для энергообеспечения промышленных предприятий, оборудования, объектов инфраструктуры и домохозяйств, обеспечение бортового запаса энергии для двигателей электрического и гибридного транспорта всех видов, включая БПЛА и космические аппараты, а также разработка пусковых систем для различных двигателей, способных работать в самых суровых климатических условиях с перепадом температур от –50 до +50 градусов.
Планируемый срок реализации программы – 6 лет. Общая сумма финансирования – 3,2 миллиарда рублей, из них внебюджетные источники могут составить до 50%.
Обе заявки были одобрены советом в части комплексных и научно-технических задач и предложенного порядка их решения. Инициаторам предстоит подготовить и направить на экспертизу проект паспорта КНТП, который включает план реализации программ, обеспечивающий полный жизненный цикл исследований и разработок.
Фото: академик М.А. Погосян проводит заседание совета (пресс-служба МАИ)